Ростислав | Дата: Понедельник, 23.04.2012, 18:52 | Сообщение # 1 |
Администратор
Группа: Администратор
Сообщений: 61
Статус: Offline
| Священная птица, Оберег Лебедь
В народных сказаниях существа особой красоты, обольстительности и вещей силы. По первоначальному своему значению они суть олицетворения весенних, дождевых облаков; вместе с низведением преданий о небесных источниках на землю лебединые девы становятся дочерьми Океан-моря и обитательницами земных вод /морей, рек, озёр и криниц/. Таким образом они роднятся с русалками. Лебединым девам придаётся вещий характер и мудрость; они исполняют трудные, сверхъестественные задачи и заставляют подчиняться себе самую природу. Имя "лебедь", употребляемое в народной речи большей частью в женском роде, означает, собственно: белая /светлая, блестящая/; такое коренное его значение впоследствии подновлено постоянным эпитетом: белая лебедь. Одна из наиболее любопытных старинных былин содержит в себе рассказ о том, как богатырь Поток женился на вещей красавице, которая впервые явилась ему на тихих морских заводях в виде белой лебеди. Однако трудно простому человеку с умной женою, так и Поток не совладал с вещей жёнкой, упустил Лебедь Белую, Авдотью Лиховидьевну. Предание, записанное Нестором, упоминает о трёх братьях Кие, Щёке и Хориве и сестре их Лыбеди; первый дал название Киеву, два других брата - городам Щёковице и Хоривице; Лыбедь - старинное название реки, впадающей в Днепр возле Киева. Царевна-лебедь - наиболее прекрасный образ русских сказок. Более живые воспоминания о лебедтных девах сохранились в народных сказках. Особенно интересною представляется нам сказка о Морском царе и его премудрой дочери: юный Иван-царевич отправляется в подводное царство, приходит к морю и прячется за кусты. На ту пору прилетели туда двеннадцать голубок или уточек, сбросили свои крылышки /или пёрышки/, обернулись красными девицами и стали купаться: это были водяные красавицы, дочери Морского царя. Иван-царевич подкрался потихоньку и взял крылышки Василисы Премудрой. Девицы испугались, похватали крылышки и улетели голубками или уточками; осталась одна Василиса Премудрая, начала упрашивать доброго молодца возвратить ей крылья, и царевич отдаёт их под условием, чтобы она согласилась быть его женою. По народному поверию, превращение в зверя совершается набрасыванием на себя его мохнатой шкуры: то же самое значение, какое в данном случае соединяется со зверинною шкурою, при изменении человеческого образа в птичий, приписывается крыльям и перьям. По другим вариантам, вместо крылышек царевич похищает сорочку и кушак девы; эта замена основывается на поэтическом представлении облаков одеждами, покровами, что в слиянии с метафорою, сблизившею их с птицами, породило сказания о пернатых сорочках /орлиных, сокольих, лебединых/. Девы-птицы встречаются во многих других сказках, и везде им равно придаётся вещее значение и необычайная мудрость; они исполняют трудные, свыше сил человеческих, задачи и заставляют себе подчиняться самую природу. В одной сказке эти мифические девы прилетают белыми лебёдушками, а в других героиней выводится премудрая Лебедь-птица, красная девица, или Лебедь-королевна такой чудной красоты, что ни око не видело, ни ухо не слышало, и не сыскать подобной ей ни за лесами, ни за морями.
Руський тот, кто носит руськое имя и фамилию. Остальные побиты вирусами !
|
|
| |