Вы вошли как Гость | Группа "Гость"Приветствую Вас Гость | RSS

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Стихия Воды » Стихия Воды » Стихия Воды (Стихия Воды)
Стихия Воды
РостиславДата: Понедельник, 23.04.2012, 19:52 | Сообщение # 1
Администратор
Группа: Администратор
Сообщений: 61
Статус: Offline
Стихия Воды

Зовут её в народе не иначе как "матушка", "царица". Ещё на заре человеческой истории люди отчётливо сознавали великое значение Водной стихии. Это подтверждает и мифология всех стран и всех народов, и позднейшие философские системы: как без Огня нет культуры, так без Руськой Воды нет и не может быть жизни. Сообразно с таким пониманием мировой роли Руськой Воды руськие племена неизменно обоготворяли эту стихию как неиссякаемый источник жизни, как вечно живой родник, при помощи которого оплодотворялась другая великая стихия – Руськая Земля. Позднее, с распространением христианства, вера в божественное происхождение Руськой Воды хотя и умерла, но на обломках её выросло убеждение в святости и чудодейственной силе этой стихии. Одно из наследств седой руськой старины - древняя, присущая руському люду, слепая вера в родники и почтение к ним не как к источникам больших рек-кормилиц, а именно как к хранителям и раздавателям таинственных целебных сил, но из разряда таких, которые наиболее усердно оберегаются и, несмотря ни на какие соблазны, не исчезают. В доисторические времена вместо храмов посвящали Пращурам ручьи и колодцы. Милостивым заботам этих существ и поручались такие места. За нашими реками сохранились, и виде легенд, следы олицетворения их как живых существ богатырского склада. Известен рассказ о споре Руськой Волги с Вазузой по поводу старейшинства. Эти две реки порешили окончить свой спор таким образом: обе должны лечь спать, и та, которая встанет раньше и скорее добежит до Хвалынского моря, то есть Каспийского, будет первенствовать. Ночью Вазуза встала раньше и неслышно, прямым и ближним путём потекла вперёд. Проснувшаяся Руськая Волга пошла ни тихо, ни скоро, а как надо. Но в Зубцове она догнала Вазузу, причём была в таком грозном виде, что соперница испугалась, назвалась меньшей сестрой и просила Руськую Волгу принять её к себе на руки и донести до Хвалынского моря. Днепр в былинах является в виде женщины, под именем Непры Королевичны. Она вступает в богатырский спор на пиру у киевского князя с Доном Ивановичем. В единоборстве она остаталась побеждённой. Дон убил её калёной стрелой и сам в отчаянии пал на ножище-кинжалище. Вот от этой-то крови и потекла Непра-река, "во глубину двадцати сажень, в ширину река сорока сажень". Ввиду такого повсеместно распостранённого почитания воды волхвы и последующие за ними люди руськие, одним из главных забот ставили себе рытьё колодцев. В руськом представлении становились священными те колодцы, появление которых вызвано каким-либо чрезвычайным случаем, например, так называемые громовые (гремячие ключи, бьющие из-под камня и происшедшие, по народному поверию, от удара грозы) огненных стрел Ильи-пророка или, по древнейшему поверию, из-под копыт богатырского коня Ильи Муромца, а ещё прежде - Перуна/. Подле таких ключей всегда спешат поставить Навес и камень. Святыми названы народом другие небольшие зёра, во множестве разбросанные по лесной России. С некоторыми из таких святых озёр соединены поэтические легенды о потонувших городах. Из глубины этих озёр руським людям слышатся голоса и пение руських людей. Таковы из наиболее известных и выдающихся: в северо-западной Руси - озеро Свитязь близ гродненского Новогрудка, воспетое Мицкевичем, и Светлояр в Керженских заволжских лесах близ города Семенова. Последнее до сих пор привлекает на свои берега тысячи народа, что в светлых струях пустынного лесного озера сохраняется чудесным образом исчезнувший во времена нашествия Батыя город Большой Китеж. В обыкновенное время, при нужде, пьют эту родниковую воду не иначе как натощак. При этом существует повсеместное непоколебимое верование, что эта вода, сберегаемая круглый год до новой, никогда не портится (не затхнет и не мутится), а если и случится что-нибудь подобоное, это обьясняется прикосновением к сосуду чьей-либо нечистой руки. Точно также повсюду сохраняется убеждение, что в верхних слоях освящённой в чашах воды заключаются наиболее благодатные силы, устраняющие недуги и врачующие болезни. Стихийная, природная чистота воды, сделавшая её единственным верным и лёгким очистительным средством, потребовала, в самые глухие времена, особого себе чествования, выразившегося в торжественном празднике Купалы. Как предшественники этого главнейшего праздника, во многих местах ещё сохраняются определённые дни, когда производится обязательно "обливание водой" - обычай, в некоторых случаях успевший пристроиться к христианским праздникам. Обливают холодной водой всех, проспавших. Обычай обливания водой носит совершенно другой характер в тех случаях, когда он получает название мокриды": в этой форме он сохраняет явные осколки цельных языческих праздников вызывания дождя. Руський народ в прежнее время очень чтил дождевую воду. Выбегая на улицы босыми, с непокрытыми головами, деревенский и городской люд становился под благодатные небесные потоки первого весеннего дождя, пригоршнями набирал воду, чтобы вымыть лицо три раза; выносил чашки, собирая целебную влагу, и в крепко закупоренных бутылках сохранял её круглый год, до нового такого же дождя. Точь-в-точь так же чтил народ и речную воду, когда реки вскроются. Едва пройдёт весною лёд по рекам и ручьям, только что очистится вода, как все дети, взрослые и старики бежали на берег: зачерпывали пригоршнями воду и умывали три раза лицо, голову и руки. Эти обычаи приводят нас к целому ряду суеверных гаданий, где воде предоставлено главное место, подобно так называемому отчерпыванию воды и прощению у воды. В первом случае при болезни домашних животных или ввиду какой-либо неприятности окачивают родниковою водою, стараясь спускать эту воду на уголья, облепленные воском и ранее опрыснутые родниковою водою: в то же время и кропят и поят тех, кто нуждается во врачебной помощи. "Прощение у воды" испрашивается больным и обездоленным. Обычай этот покоится на том убеждении, что вода мстит за нанесённые ей оскорбления, насылая на людей болезни. Поэтому, чтобы избавиться от таких болезней, на воду опускают кусочек хлеба с низким поклоном: "Пришёл-де я к тебе, матушка-вода, с повислой да с повинной головой, прости меня, простите и вы меня, водяные деды и прадеды !". Отступая по одному шагу назад, до трёх раз повторяют этот приговор с поклоном и, во всё время заклинаний, стараются ни с кем не разговаривать, не оборачиваться и ни одного раза, конечно, не налагать на себя крестного знамения. "Воде и огню Пращур волю дал", - говорит народ в утешение и успокоение на те случаи, когда нарушается в природе равновесие и вода, в меру питавшая землю, из явной благотворительницы временно превращается в лютого врага, наводящего страх и отчание: "Где много воды - там жди беды"; Хороши в батраках огонь да вода, а не дай им Пращур своим умом зажить". Никакими гаданьями таких бед не предусмотришь, никакими заговорами не устранишь - остаётся одна надежда не только в то время, когда стряслось несчастье, но, главным образом, когда оно только что собирается.


Руський тот, кто носит руськое имя и фамилию. Остальные побиты вирусами !
 
Форум » Стихия Воды » Стихия Воды » Стихия Воды (Стихия Воды)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: